Добро пожаловать на портал ИМПЕРИЯ
Представьтесь, пожалуйста:

Логин:

Пароль:

Автоматический вход

Регистрация! | Забыли пароль?



 
ФорумКалендарьЧаВоПоискРегистрацияВход

Поделиться | 
 

 Культурология

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз 
АвторСообщение
Ангелина
Дворянин
Дворянин
avatar

Сообщения : 234
Дата регистрации : 2011-03-25

СообщениеТема: Культурология   Пн Апр 18, 2011 7:27 pm



1.1. Что изучает культурология. Связь культурологии с другими социально-гуманитарными науками

Термин "Культурология" утвердился к середине XX века (Лесли Уайт "Что такое культурология"). Его употребление стало необходимым в связи с возникновением новой науки, изучающей такие закономерности - стороны культуры, которые не могут быть предметом исследования других социально-гуманитарных дисциплин (политология, социология, психология, демография, история...)

Предмет Культурологии - культура, как целое, не сводимая к какому-то отдельному культурному явлению и даже к сумме всех культурных явлений.

Культур всегда много и каждая из них, как нечто единственное и неповторимое, как целое изучается культурологией.

Культурология - наука о множестве культур.

Культурология - дисциплина, объединяющая различные знания и подходы к культуре, выработанные другими общественно-гуманитарными дисциплинами (философия, история, антропология, семиотика - наука о знаках и символах, лингвистика...)

Культуролога интересует, как данная культура возникла, какую культуру и как она сменила, какие периоды в своём развитии проходила, как взаимодействовала с другими культурами...

Культурология интересуется искусством и философией, религией и нравственностью, наукой, но главное для неё - какие структуры и явления в этой культуре больше всего определяли её строй и облик, её устойчивость и жизнеспособность.

В культурологии выделяются две ориентации:

* одна направлена на целостное, всестороннее, эмпирическое объяснение культуры;
* другая направлена на теоретическое объяснение культуры, на формирование теоретических знаний, понятий, раскрытие закономерностей данной культуры.

1.2. Метод культурологии

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.

* Логический метод: предшествует историческому. Исследователь создаёт общий взгляд на данную культуру, сравнивает с другими;

· Исторический метод: направлен на изучение того, как данная культура возникла, какие этапы в развитии проходила и чем она стала в своём зрелом виде. Для изучения истории культуры, применяют различные варианты исторического метода: - Генетический: направлен на обнаружение генезиса. - Сравнительно-исторический: сопоставление периодов развития данной культуры или следующих друг за другом культур (диахронический метод), а так же сопоставление сосуществующих культур или культурных явлений (синхронический подход). Сравнительный подход является основой современной компаративистики (методология сравнительно-исторических исследований. Арнольд Тойнби "Постижение Истины").


2.1. Понятие "Культура", его эволюция. Сущность культуры

Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и т.д.

Человек - это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые формы развития природы и общества.

В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего временного биологического существования.

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура выступает, как "мера человека".

Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это деятельность, отмеченная знаком "+".

Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам Н.Бердяева "существующие культуры в форме национального бытия её частей, совсем не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и истребления."; "Всякая национальность - есть богатство единого и братски объединённого чел., а не препятствие на его пути."

Достоевский: "Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через национальное." Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою национальность. Таким образом культура - это единство общечеловеческого и национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями всего человечества. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур.

Национальная культура в свою очередь - синтез народной и учённой культуры, культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык, культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке деятельности людей, поступков,... нельзя преувеличивать, что может привести к самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.

Связь с прошлым, традиция - одна из фундаментальных характеристик культуры. Вопрос о соотношении традиции и новаторства - одна из вечных проблем культуры.

Традиции - формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым - к разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное, происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной культуры.

Массовая культура - коммерческий характер, серийность примитивизация отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности, условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса, жажда обладания вещами...
2.2. Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

· Познавательный знаково-символический элемент - знания, представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е. языке. Язык - это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений, идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное, изображённое...

* Ценностная система. Ценность - свойство вещей, явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология - наука о ценностях).
* Образцы поведения - традиции, обычаи, обряды.

2.3. Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

* Основная функция - человекотворческая (гуманистическая).

· Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие функции культуры подчинены этой

· Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего прошли "отцы и деды", следовательно происходит диалог поколений. Однако такой диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура диалогична в своей основе - коммуникативная функция.

* Информационная функция
* Знаково-символическая (семиотическая) функция

· Ценностная функция: культура, есть система ценностей, постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

· Специализирующая функция: культура приобщает человека к общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

· Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.


3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
3.1. Предпосылки формирования теории и истории культуры

Культурология, как самостоятельная наука формируется к началу XX века, но предпосылки складываются в недрах философии.

Уже философы античности ставили вопрос о специфике человеческого бытия, определяли культуру, как вторую природу, фиксировали наличие различных традиций, обрядов, верований.

В плотную подошли к формированию теории и истории культуры гуманисты возрождения, которые обратились к изучению историко-культурного идеала своей эпохи - "золотого" века античности. Именно тогда, благодаря истории изучения языка, искусства, науки, права, вырабатывается ряд понятий и идей, которые затем включаются в понятийный и методологический аппарат теории и истории культуры (идея исторической эпохи, как сложного, взаимосвязанного целого, понятие "исторический контекст" и вытекающие из него методологические требования учёта условий, места и времени происходившего события; это также и осознание многоликости и разнообразия историко-культурного процесса, постановка проблематики рассмотрения предмета истории).

Просветители XVIII века, унаследовав от гуманитариев Возрождения их достижения, сделали важный шаг вперёд, к формированию культурологической мысли. Их оригинальным вкладом явилась выработка идеи "бесконечного и неуклонного прогресса человеческого рода" (Гердер). Просветительское движение широко стало применять понятие "культура", в связи появлением особой дисциплины внутри философии "философии истории". Вольтер понимал под этим термином универсальное обозрение человеческой культуры.

Гегель вкладывает в этот термин другой смысл в "философии истории" он создаёт абстрактную идеалистическую схему, согласно которой, история человечества - есть процесс духа в сознании свободы, который развивался через дух конкретных народов, сменяющих друг друга по мере выполнения своей миссии. Гегель делит историю на четыре периода: Восточный мир (Китай, Индия, Персия, Египет); Греческий мир; Римский мир; Германский мир.

Вольтер наоборот изучал нравственные нормы, традиции, которые отличаются уникальностью и относительной неустойчивостью.

Таким образом философия истории развивается в двух направлениях:

· Гегелевское, ориентируясь на верховные принципы истории, пренебрегая конкретными фактами и событиями. Анализ направлен больше на абстрактные понятия (человечество, дух человечества), нежели на конкретные культуры.

· Вольтеровское, характеризовалось интересом к историческим фактам, включая в поле своих исследований события, традиции, обычаи..., показывая многоликость культуры.
3.2. Теория единства и многообразия культурно-исторического процесса

Характерной чертой теории единства и разнообразия культурно-исторического процесса является признание множества разных видов и форм культуры, расположенных в определённой последовательности и образующих в совокупности единую линию в духовной эволюции человека. Эта концепция выражалась преимущественно в рамках немецкой школы (Гердер, Гегель, Вильгельм Гумбольдт, Маркс и Энгельс, Карл Ясперс).



3.3. Теория культурного полицентризма

Данные концепции базируются на представлении об историческом круговороте - общество в целом, или отдельные его сферы движутся по замкнутому кругу.

В XIX веке возникла теория культурного полицентризма: каждая культура возникает, развивается и погибает; единой общечеловеческой культуры нет, отсутствует преемственность между предыдущей и последующей культурой. У ряда мыслителей XIX-XX вв. эта идея сочетается с положением о абсолютной замкнутости и непроницаемости различных культур.

В середине XIX века русский историк славянофил Станислав Данилевский создаёт новую историю культуры. Он различал десять культурно-исторических типов (Индийский, Китайский, Египетский, Древнесеметический, Еврейский, Иранский, Греческий, Римский, Аравийский (Новосеметический), Германо-Романский (Европейский), два Американских типа - Мексиканский и Перуанский, погибшие насильственной смертью.

Данные типы вытеснили и сменили друг друга в истории. Для каждого характерны лингвистическая общность и почти все они исчерпали свои творческие возможности. Данилевский пишет: подобно живым организмам, типы в истории находятся в непрерывной борьбе друг с другом, проходя в развитии стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Данилевский поддерживал идею обособленных, локальных исторических типов. Взаимодействие между культурами он описывает сельскохозяйственными терминами: прополка, прививка, почвенные удобрения. Всегда можно найти ряд агрессивных типов, таков Западно-Европейский по отношению к славянским.

Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории, Данилевский считал славянский тип, наиболее выраженный В Русской культуре. Свою концепцию Данилевский изложил в серии статей, вышедших сборником в 1869 году - "Россия и Европа".

На западе, эта концепция, получила известность благодаря Освальду Шпенглеру, который также опирался на идею локального существования культур (1918 год "Закат Европы").

Шпенглер показывает, что история это совокупность независимых друг от друга культур; Каждой культуре соответствует свой тип человека и своя судьба. Какими-либо причинами характер культур объяснить невозможно. Культуры рождаются, утверждают свою творческую мощь, после чего умирают, превращаясь в цивилизации. Шпенглер насчитывает восемь культур: Индийская, Китайская, Вавилонская, Египетская, Греко-Римская, Византийско-Арабская, Западно-Европейская, Майя. Западная культура - "Фаустовская" - умирает и своё место в исторической последовательности должна занять новая - Русско-Сибирская. Анализируя переход от культуры к цивилизации Шпенглер утверждает, что это переход от творческого созидания к окостенению, механической работе. Для Греко-Римской культуры, это была эпоха Эллинизма; для Западной Европы - XIX век, с которого начинается его деградация. цивилизация, как противоположность культуре, сравнивается Шпенглером с "мёртвой протяжённостью", "бездушным интеллектом", поэтому люди XX века должны избавиться от культурных претензий и заниматься голым "техницизмом" и "интеллектуализмом".

Подобный пессимизм был обусловлен кризисом в Германии, душевной депрессией и моральным упадком, охватившим Европу начала XX века, в результате Первой Мировой войны.

Арнольд Тойнби (1889-1975, англ. историк и социолог) под влиянием Шпенглера попытался переосмыслить всё общественное развитие человечества ("Исследование истории", 1934-1961). Он показывает, что история человечества - совокупность отдельных несвязанных и связанных между собой цивилизаций. Каждая проходит стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Движущее начало цивилизации - "творческое меньшинство", которое ведёт за собой "инертное большинство". Специфика цивилизации определяется своеобразием "исторических вызовов" и ответов на них "меньшинства". Иногда "меньшинство" не в состоянии решить очередную социально-историческую проблему и навязывает свою власть силой, а не авторитетом, становясь господствующим меньшинством - наступает надлом, возникает классовая борьба, приводящая к гибели. Анализируя преемственные цивилизации, Тойнби приходит к выводу, что средством связи выступает религия, оказываясь одной из самых серьёзных проблем человечества.
3.4. Антитезис массовой и элитарной культуры в XX веке

XX век вносил в теорию культуры проблему культуры и цивилизации и связанный с этим вопрос о элитарной и массовой культуре.

Николай Бердяев (1874-1948) в 1924 году в труте "Новое средневековье" утверждает, что наиболее острая тема в нашу эпоху - тема культуры и цивилизации. Устремление людей Запада к былым культурным эпохам, экзотическим культурам Востока, он связывал с протестом против окончательного перехода культуры в цивилизацию (от созерцания и творчества ценностей к самой жизни, отдание себя её стремительному потоку). С развитием цивилизации связано появление системы экономического материализма. Главная сторона цивилизации - воля к могуществу, во чтобы-то ни стало. Воля к "мощи жизни уничтожает личность и культуру. Таков порядок истории". Человечество по Бердяеву прошло три этапа: варварство (дохристианство), культура (до индустриальное) и цивилизация. Человечеству предстоит четвёртый этап - религиозное преображение. Для Бердяева, это разновидность направления развития человеческого духа, единственный путь, способный вывести из духовного тупика - особый путь России, никогда не бывшей довольной собой, не желавшей создавать единую культуру и удерживающейся на серединной культуре. В работе "Воля к жизни, воля к культуре" он утверждал, что русские нуждаются в культуре как и другие народы и им придётся пройти этап цивилизации, но они не будут скованы прагматизмом, как народы Запада.

Хосе Ортега-и-Гассет (1883-1955, Испания) "Восстание масс" (1930 год). Оценивая итоги XIX века, Ортега показывает, что он принёс массу завоеваний: победа демократии и парламентаризма, развитие науки и техники. Но получив новые источники комфорта и богатства, дал массе людей ощущение лёгкости жизни, лишил нравственной требовательности к себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и традиционным нормам жизни. Эту историческую ситуацию Ортега называет "Восстание масс". Путь от культуры к цивилизации породил "человека-массу" - тип нашего времени, преобладающий и господствующий в обществе. Человек-собственник, лишённый достоинства. Он удовлетворён живя как все, ощущая себя посредственностью (отличаться неприлично). Массе Ортега противопоставляет независимое меньшинство, а "человеку-массе" - индивидуальность, незаурядность. "Избранный" отличается от массы духовным превосходством, руководствуется нормами, составляющими основу культуры. Для "Худшего" человека - безудержный рост жизненных потребностей и принципиальная неблагодарность ко всему, что позволяет их удовлетворить. Именно из этого рождается атмосфера насилия, культ силы в обществе, который грозит смести Европейскую культуру "Духовный Аристократизм" Ортеги обращён против такого строя жизни, который стандартизирует людей, интересы которых, всецело связаны с защитой лёгкого и комфортного существования, основанного на безразличии к высшим нравственным нормам - основе культуры. Ортега доказывает, что Европа переживает духовный кризис. Однако история никогда не отвергала полностью созданные в прошлом ценности, их необходимо сохранить и преобразовать соответственно будущего, более высокого этапа развития. Современный кризис лишь говорит о предстоящем возрождении Европы.

4.1. Восток и Запад - общее и особенное

Обычно Восток ассоциируется с этнически яркими, не обесцвеченными цивилизацией национальными стихиями, самобытностью, восточной таинственной духовностью. Однако Запад и восток знают много примеров схождения, взаимопроникновения и влияния. Европейская культура, по утверждению многих учённых, не является прямой наследницей античной культуры. Древнегреческая наука и философия дошли до европейцев во многом благодаря мусульманским посредникам, в переводе с арабского. Философия европейского иудаизма, начиная со средних веков, вплоть до Спинозы, развивалась под влиянием трудов Майнманида - лейб-медика Каирского султана. Символика и поэтические образы Данте во многом заимствованы у Мухиддина ибн-Араби. Все писатели гуманисты европейского Возрождения широко применяли художественные средства, разработанные в Иранской и Арабской классической поэзии. Термин "гуманизм" впервые прозвучал на Фарси и оформлен задолго до европейского ренессанса.

Восток и Запад представляют собой во многом противоположные культурные традиции, два типа духовности, два миропонимания. Эти традиции проявляются не только во всех видах гуманитарной культуры, но и в образе жизни, психологии, нравственных принципах и ценностных ориентациях народов.

Западную культуру называют: языческой, атеистической, антидуховной, потребительской, антропоцентрической, гуманистической, протестантской, нигилистической, либеральной, демократической, республиканской, монархической...

Восточная: религиозная, духовно-ориентированная, теоцентрическая, консервативная, традиционалистская, монархическая...

Все эти термины очень условны, но каждый из них фиксирует отдельную грань явления. В чистом виде отмеченные характеристики фиксируются лишь на уровне локальных и замкнутых систем (партии, общины, либо другие организации, которые предъявляют весьма жёсткие требования к облику своих членов), а на уровне общества они представлены в соотношении, которое определяет духовное лицо данного общества.



4.2. Россия в контексте мировой культуры

Место России в историческом культурном процессе по разному оценивалось как Русскими, так и западными культурологами, философами, историками. Так, например, Гегель вычиркнул Россию из числа достойных народов, примерно так же считал Чаадаев: "Философские письма": - "мы никогда не шли вместе с другими народами, не принадлежим ни к Западу ни к Востоку и не имеем традиций ни того ни другого... мы всё ещё открываем истины, ставшие "избитыми" в других странах".

В XIX веке в России сложились два идеологических направления - Западничество и Славянофильство.

Западничество - за сближение России и Запада, Россия должна перенимать лучшие достижения Запада.

Славянофилы - Россия, это часть славянского мира, определяется православием, самодержавием и народностью духа. Данилевский предупреждал об опасности, идущей от Запада для существования славянских культур. В целом Запад, якобы, исчерпал свой творческий потенциал, будущее за славянским миром, во главе с Россией.

Евразийство (20-30 гг. XX века) - Трубецкой, Савицкий, Вернадский,...; Отделяли Россию даже от славянского мира, настаивая на исключительности её цивилизации. Россия - срединное место между Европой и Азией, цивилизационно неоднородное общество, включающее различные народы. Бердяев: Русский народ - не чисто европейский или азиатский народ. Россия - целая часть света - востокозапад, соединяющий два мира, и всегда в русской душе боролись два начала - восточное и западное.

Многие современные культурологи считают, что Русская Евразия - это борьба культурных процессов, берущих начало на Западе и на Востоке - точка притяжения и отталкивания западных и восточных влияний.

Вернуться к началу Перейти вниз
 
Культурология
Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Империя :: Наука-
Перейти:  


Создать форум | © phpBB | Бесплатный форум поддержки | Контакты | Сообщить о нарушении | Создать дневник
  FAMILY WOLF   Результаты антивирусного сканирования 
Мы в Контакте   Google-Add.com - Открытый Каталог Сайтов  Яндекс.Метрика