Архитектура
Храм воскресения Христова (Спас на крови) – один из самых необычных храмов Петербурга. Его динамичная, живописная композиция и многоцветный декор создают яркий, неповторимый акцент в архитектурном облике центральной части города.
Спас на крови можно без преувеличения назвать уникальным памятником «русского» стиля в Петербурге. По требованию императора Александра III храм был спроектирован А.А. Парландом в стиле московского и ярославскогозодчества XVII века, и архитектор, творчески переработав приемы церковной архитектуры допетровской эпохи, создал собирательный образ русского православного храма.
В основе композиции собора – компактный пятиглавый объем, завершенныйс восточной стороны тремя полуциркульными апсидами, а с западной – массивной столпообразной колокольней. Место центральной главы занимает восьмигранный шатер. Он сближает Спас на крови с линией монументальных храмов-памятников XVI - XVII веков, для которых была характерна ярко выраженная высотная доминанта, подчеркивающая их особое значение.
Храм выстроен из красно-коричневого кирпича, и его фасады сплошным ковром покрывает сложный измельченный декор, аналогичный работам московских и ярославских мастеров XVII века – пояски и крестики из цветного кирпича, полихромные изразцы в стенных углублениях-«ширинках», поливная черепица на шатрах и кровлях апсид, ажурные арочки, колонки и кокошники из белого мрамора. Значительную роль в создании праздничного
облика храма играют мозаики, акцентирующие основные композиционные детали здания – кокошники, кессоны, фронтоны.
Уникальны пять центральных глав Спаса на крови, покрытых цветной ювелирной эмалью по медным листам, и вызывающих в памяти полихромные главы московского храма Василия Блаженного, с которым особенно часто сравнивают храм Воскресения, несмотря на полное различие их пространственно-планировочной структуры. Маленькие луковичные главки над
апсидами и глава колокольни Спаса на крови имеют традиционное золоченое покрытие.
Мемориальный характер храма еще раз подчеркивается размещением в цокольной части стен 20 гранитных досок, описывающих деяния Александра II как царя-реформатора, царя-освободителя, а так же огромным мозаичным «Распятием» под золоченым навесом на западном фасаде колокольни.
«Распятие» вновь напоминает о заключенном под сводами колокольни месте смертельного поранения императора, устанавливая ассоциативную связь между муками Спасителя на Голгофе и трагической гибелью российского царя1 марта 1881 года.
Нижний ярус колокольни оформляет мозаичное собрание 134 гербов российских губерний, областей, городов, жители которых внесли пожертвования на строительство храма. Эти гербы представляют собой уникальную геральдическую коллекцию.